Ржавый топор за 1000 долларов. Seagrave Axe – легендарный топор лос-анджелесских пожарных
Речь в данном обзоре, пойдет о вещах подобной той, что изображена на заглавном баннере. Вещах, которые по стоимости, вполне могут претендовать, на обозначенную в названии поста, сумму.
Ржавый топор за 1000 долларов? Развод, обман или выражение куда более крепкие сразу возникнут в голове. Но не стоит спешить с выводами, когда речь идёт о таком ценимом коллекционерами в США предмете, как сигрейв экс (англ. Seagrave Axe).
Итак, "Seagrave Axe" это старинный пожарный топор, которым комплектовались известные во всём мире пожарные машины компании Seagrave Co.
Да-да это те аппараты которые мы привыкли видеть в американских блокбастерах: красные монстры впечатляющих размеров, ослепляющие зрение явным переизбытком сияющего хрома.
Они знакомы нам по кинокартинам семидесятых, восьмидесятых, девяностых и двухтысячных, но мало кто знает, что такие машины начали производить еще в позапрошлом веке. Компания Seagrave основанная в 1881 году Фредриком Сигрейвом, располагаясь с 1881го по 1963 года в Колумбусе, штат Огайо, с начала своего существования специализировалась на производстве противопожарной техники. И в первую очередь известна нам благодаря этим впечатляющим пожарным машинам, являясь их старейшим производителем в Соединенных Штатах. К слову, в начале 20го века первые полноценные пожарные машины принципиально, мало чем отличались от современных. Это к сожалению, на наших просторах, в первые десятилетия XX века автомобили слыли редкостью, а лошадиные силы преобладали не условные, а самые что ни есть реальные, определяя основной способ передвижения. Но в США в те времена автомобилизация шла полным ходом, и к 1910 году практически все пожарные части крупных населенных пунктов, располагали автомобилями. И даже в те для нас далекие времена, это были настоящие гиганты. Классика старой Америки: огромный мотор и рама, мощная подвеска, обилие бронзы и хрома.
Но вернемся к нашей теме. "Seagrave Axe" сделали знаменитым и даже культовым, пожарные из Лос-Анджелеса начала 1900-х годов. В свое время это был отличный инструмент для пожаротушения, и он по-прежнему высоко ценится, благодаря своей легендарной эффективности и долговечности. Как вы, наверное, уже поняли, этот ржавый топор, совсем не прост, и не без оснований, имеет огромную популярность, являясь желанный находкой для коллекционеров и современных пожарников. Спрос на него обусловлен его редкостью. Соответственно и обозначенная в заголовке цена более чем реальна.
Пожарные аппараты Seagrave Co. /LAFD - Los Angeles City Fire Dept./ 1910-1920е годы
Теперь подробнее о самой вещи. Топор шаблона или точнее стиля сигрейв проще всего отличить по внешнему виду его головы: это форма шаблона Джерси с треугольным выступом, увенчанная удлиненным шипом. Или по другому: это классический американский пожарный топор, но с характерным треугольным выступом, в стиле джерси паттерн. Сейчас практически все такого дизайна топоры, определяют как сигрейв тип - Seagrave style axe.
Производила топоры подобной формы в основном, известная компания Collins, но так, же и ряд других менее крупных мануфактур.
Настоящими (историческими) инструментами стиля «сигрейв», всё же следует считать те партии топоров, произведенные компанией Коллинз (Collins & Co) специально для компании Seagrave.
Именно на таких артефактах можно найти заветный штамп (или его остатки) утверждающий, что данный топор выпущен компанией Collins & Co исключительно для компании Seagrave Co. штат Огайо.
Manufactured By
Collins & Co.
Hartford
Expressly For
The Seagrave Co.
Columbus Ohio
Те самые штампы: первый в идеальном сохране, второй в достойной
Но дело в том, что Коллинз в первые три десятилетия 20го века, выпускала топоры подобной формы (шаблона) не только исключительно для компании Сигрейв. Большинство таких топоров имеют штамп – подбренда Коллинз - Легитимус. По иронии судьбы, так уж случилось, именно Легитимусы (сигрейв шаблона) на данный момент встречаются наиболее чаще и наиболее высоко ценятся.
Хотя опять-таки в плане оценки однозначного мнения нет. Каждый конкретный случай – это своя уникальная история и факторов влияющих на окончательную стоимость немало. Начиная от степени общей сохранности изделия, и заканчивая пониманием продавца, того, чем он обладает и что продаёт. Например, борьба на аукционе за «обычный» «легитимус», может легко превзойти отметку в 1000 долларов, а топор со штампом (Expressly For The Seagrave Co) быть в результате, оцененным в 300-700 условных. Размеры и форма этих вещей тоже варьируется достаточно широко. Могут быть нюансы по форме и это не странно, так как за 30 лет было выпущено немало модификаций. По размерам также большой разброс, как правило, по весу головы от 4 до 8 фунтов, и её длине от 10 до 14 дюймов. Наиболее популярные и часто встречаемые само собой это классические тяжелые шести фунтовики и средние на четыре с половиной фунта веса головы.
На рисунке представлена лишь часть наиболее чаще встречаемых вариантов голов Seagrave типа. Все головы производства Collins. Слева направо; первая и третья - исторические Seagrave – со штампом Expressly For The Seagrave Co (для пожарных машин компании Seagrave Co). Вторая и четвертая - Collins Legitimus с короной и молотом. Как видите единообразной (максимально одинаковой для всех) формы головы топоров Seagrave типа - нет – даже в границах одной компании-производителя. На протяжении более полувека (1870-1930 годы) производства инструментов данного шаблона - их дизайн мог отличаться в деталях, но оставался всегда в основных рамках (треугольный выступ и удлиненный шип) его определяющих.
Отдельно отметим другой подбренд Коллинза (по аналогии с легитимусом) – торговую марку R. KING, существовавшую "под крышей Collins" с начала 1830-х по 1920е годы. Само название КИНГ-КОРОЛЬ, было призвано идентифицировать изделие, как лучшее из предлагаемых компанией. Существует мнение, что именно под этой маркой Коллинз поставляла свои первые партии для Seagrave Co. в период 1900-1915х годов.
Именно такой топор (так же изображенный на заглавном фото этого обзора) есть у меня в коллекции, что не может не радовать. Более того, на нём, присутствуют остатки желанного штампа. Да хотя они мало различимы, особенно невооруженным взглядом, но с помощью лупы и яркого света четко просматриваются ключевые элементы штампа, наложенного уже поверх самого торгового знака Р. КИНГ.
И хотя конечное он в целом едва сохранился, его присутствия неоспоримо, что означает прикосновение к живой истории. И это радует меня еще больше, как обладателя действительно раритетной вещи. Более того с большой долей вероятности можно утверждать, что в первые два десятилетия 20ст, (1900-1915 года) для Сигрейв, поставлялась модельная линейки R. KING (с соответствующим штампом в сочетании с товарным знаком или без него), а уже позже приблизительно с 1915-20х годов стала преобладать линия «легитимусов» (в основном только со штампом без товарной марки).
Плюс подтверждают это и исторические фото на которых можно достаточно уверенно рассмотреть сами эти редкие топоры. Пожарные машины департаментов Лос-Анджелеса /LAFD/. Фото 1912 и 1920 годов. Общий дизайн этих инструментов полностью совпадает с ранним Р.Кингом (с огромной долей вероятности - это они и есть), отличаясь от более поздних "легитимусов"...
Так же это доказывает и временная шкала появления основных брендов использованных компанией Коллинз, для маркировки своих пожарных топоров. И как уже говорилось выше сам дизайн изделия, несколько отличающий его от стандартного легитимуса. В первую очередь это более сложная выполненная в готическом стиле граненая форма шипа топора. Это выглядит старомодно в сравнении с простым и функциональным, квадратного сечения шипом легитимуса, и четко определяет его, как более раннюю по происхождению вещь.
Три основных штампа, используемые компанией Collins для маркировки своих пожарных топоров в двадцатом столетии.
R. King / Cast Steel / U.S.A. такие штампы использовались в самом начале 1900-х годов (первые два десятилетия)
Collins Legitimus с короной и молотом в разных вариациях – использовались, ориентировочно с двадцатых по сороковые – пятидесятые
Простой штамп COLLINS в прямоугольной рамке. Более позднее исполнение, начиная с сороковых – пятидесятых годов двадцатого столетия.
Также ВАЖНО отметить, что рассматриваемый в данном обзоре, шаблон (форма головы пожарного топора с треугольным выступом в стиле Джерси и удлиненным шипом) в наши дни определяемый как Seagrave стиль - НЕ ЕСТЬ исключительно изобретением (монополией) компании Коллинз. Пожарные топоры такой формы производились мануфактурами HALL MFG CO, Warren и другими. Более того и гораздо раньше, формирования давшего им общее название (определение) сигрейв-культа. Достоверно известно, например, что не менее ценимая и уважаемая коллекционерами, компания Douglas Axe Mfg. Co. U.S.A with "W. Hunt Mfg" производила топор такой формы уже в 1877 году, что следует из её же каталога. И кстати именно подобный топор так же имеется у меня в коллекции.
Еще упомянем, что иногда, встречаются и просто безымянные экземпляры, такой формы и в этом нет ничего особенного. Штамп, какой бы марки он ни был, мог просто физически исчезнуть под тяжестью прожитого столетия, плюс иногда он и вовсе отсутствовал изначально, уступая место бумажной фирменной этикетке, срок сохранения, которой, при более менее реальной эксплуатации недолог.
Но в любом случае найти такой топор большая удача. Каков бы он ни был: штампованный (предназначенный исключительно) для Seagrave Co, классический Legitimus, ранний R.KING или даже просто безымянный аппарат такого типа. Ведь даже безымянные экземпляры в достойном состоянии (без реставрации) оцениваются в среднем от 100 до 300 долларов. И это при очень удачных раскладах.
Это вещи чрезвычайно редкие и надо запастись немалым терпением (иногда и года усидчивой охоты может не хватить), дабы с н-ной попытки добыть желанный предмет за адекватную сумму. Чтобы не оплачивать означенные 1000 долларов Последние означают покупку такой вещи "без усилий" – по схеме – "здесь и сейчас". И ведь опять-таки никто не даст гарантии, что в данный момент на рынке, за эту немалую стоимость найдется реальное его предложение.
Но самое главное, все, же понимание того, что в любом случае, их больше не становится, а значит со временем, обозначенная кругленькая сумма будет означать не высшую, как сейчас, планку стоимости такой вещи, а лишь только стартовую….
PS: Впрочем, в целом это касается и всех остальных винтажных американских топоров 19-20 столетия. Больше их не становится, а спрос будет только расти.